Вторник, 12.12.2017, 21:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | В поисках клада | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
На общие темы [7]
Из истории кладоискательства [6]
Друзья сайта
  • Поиск кладов
  • Отдых и туризм
  • Форма входа
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поделись

    ...
    Остров сокровищ
    Главная » Статьи » На общие темы

    Подкова, история и развитие

    Во время поиска достаточно часто попадаются подковы различных временных периодов и соответственно различных форм. Так что же такое подкова, для чего она использовалась и какова её история.

    Некоторые знатоки истории техники уверены, что изобретение подковы равносильно изобретению двигателя внутреннего сгорания. Я бы не был столь категоричен, все же подкова играет защитную функцию и более уместным, было бы сравнить подкову с маслом, которое мы заливаем в этот самый двигатель, для защиты трущихся деталей от их преждевременного износа. Но это лирика, продолжим о подковах..

    Во все времена считалось не рациональным использовать лошадь без защиты копыт от преждевременного стирания. Поэтому вначале использовались любые подручные материалы и самыми ранними подковами можно считать своеобразные «башмаки» сделанные из лыка или конопли. Конечно, их век был не долог, и менять эти башмачки приходилось довольно часто. Прогресс не стоит на месте и вскоре для предохранения копыт люди стали применять металл

    Например, римляне начали употреблять для защиты подошвенной поверхности копыта кованые металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, расположенными сзади, сбоку и спереди, чтобы закрепить пластинку на копыте веревкой или ремнем. Такие пластинки для копыт лошадей назывались гиппосандалиями, похожие были и для быков, только назывались иначе – бососандалиями.

     

    Многие исследователи убеждены, что применение подков было известно еще кельтам, которые населяли территорию современной Франции, Швейцарии, отчасти Германии и Англии. Во время раскопок неоднократно находили металлические подковы и гвозди для подков. Эти подковы имеют ветви толщиной 3-5 мм, шириной в 15-17 мм. Прототипы современных подков, прибиваемые гвоздями, изобретены римлянами не позже 3 века, о чем свидетельствуют находки в поздних военных лагерях.  С тех пор подковы практически не изменялись.

    Имеются сведения о том, что восточные народы Азии, Африки и Восточной Европы применяли еще до нашей эры подкову, которая похожа на современную восточную подкову.

    По дошедшим до нашего времени источникам, во время похода Александра Македонского через Азию (IV век до н.э.) многие лошади стали выходить из строя, так как их копыта сильно износились и испортились. Чтобы продолжить поход, потребовались какие-то специальные приспособления для защиты копыт от повреждения. Военные вышли из положения, сплетая в виде чулка или своеобразного башмака из лыка или тростника, а так же других подходящих для этих целей растительных волокон и укрепляя их над венчиком копыта под щеткой посредством веревок или ремней.

    Есть сведения о применении подков и их прикреплении подковными гвоздями в средние века. Имеются документы, что в VIII – IX вв. подковывание было известно многим народам современной Европы.

    В рыцарские времена подковы имели еще и символическое значение – они демонстрировали достоинства коня и всадника. В наказание подковы снимались – одна, две, три или все четыре. Ездить на «босой» лошади считалось позором.

    В войске Чингисхана, в XIII веке, копыта лошадей обматывались кожей. Как и «башмаки» из лыка, эта защита была непрочной, еще добавляло неудобства то, что укрепление её веревками или ремнями вызывало заболевания кожи. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота мазали смолой.

    Существует такая теория, что при дворе царицы Клеопатры к копытам коней бечевками привязывали подковы, изготовленные из золота или платины. Со временем шнурки стирались, подкова слетала, а нашедший ее был обеспечен до конца жизни. Может быть, с тех времен и бытует мнение, что найти подковы это к счастью.

    Описываются золотые подошвы у мулов Помпеи, супруги Hеpона, серебряные подошвы у лошадей Hеpона, запряженных в колесницы. Как говорится, у богатых свои причуды.

    Впрочем, далеко не везде лошадей подковывали. В средневековой Японии копыта у коней обматывали соломенными циновками. Татары использовали для аналогичных целей специальные кожаные накладки, а киргизы – особые роговые пластины. Очень много зависило от условий использования коней. И все-таки металлические подковы оказались наилучшим средством защиты конских копыт, что доказало время.

    В России кузнечное дело существовало достаточно давно, но документальное подтверждение того, что ему уделялось внимание на государственном уровне, подтверждается Указом Петра 1 от 1715 года, в котором говорится: « В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». А в 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

    Изготовить подкову и умело подковать коня — настоящее искусство. Много лет назад, чтобы сдать экзамен по теории подковывания коней, следовало самостоятельно изготовить подкову, а потом подковать ею коня. Хороший кузнец должен был знать все о строении копыта.

     

    В наше время существуют подковы как традиционно прибиваемые гвоздями, так и приклеиваемые к копытам. Во Франции, например, запатентована подкова из эластичного материала, которая повторяет форму копыта, легко снимается и закрепляется, в зависимости от условий работы и времени года.

    Подковы бывают как летние, так и зимние. Зимой и в случае передвижения по скользкой дороге для большей устойчивости животных на нижней поверхности подковы делаются специальные шипы. Различные подковы используют для верховых и упряжных лошадей. Для порочных и больных копыт применяют круглые подковы или полу подковы.

    Крупнейшая в Европе коллекция подков, в которой находится около 300 экземпляров, находится в ортопедическом музее подков, действующем на территории Львовской академии ветеринарной медицины им. С.З. Гжицкого. Идея создать львовский музей принадлежит профессору Евгению Малышевскому, который и учредил его в1971 г. В основу экспозиции легла коллекция профессора Казимира Щудловского, заведовавшего кафедрой хирургии с 1924 по 1945 гг. А собирать подковы в Академии начали еще при Австро-Венгрии.

    Есть так же интересный музей в Норманнском замке Окхем, который образовался благодаря интересной традиции, существующей уже порядка пятьсот лет. Традиция гласит, что члены королевской семьи и важные государственные лица, проезжая через город, должны были заплатить пошлину – лошадиную подкову. И вот теперь в музее насчитывается порядка двухсот подков.

     


    Подкова как символ счастья

    Откуда пошли истоки поверья о том, что подкова приносит счастье, сейчас доподлинно неизвестно и никаких документов по этому поводу не издавалось. Может быть со времен Клеопатры, как уже написано выше или со времен Рима, богатые патриции которого использовали, как материал для подков, драгоценные металлы. Но о том, что подобранная на дороге подкова обладает свойством приносить счастье, знают все, даже те, кто в это не верит.

    А так как в наши дни на дороге можно найти все что угодно, кроме подковы, ибо это большой дефицит, как и наличие лошадей, любители амулетов используют ее уменьшенную копию, прикрепленную к браслету, цепочке или связке ключей от автомобиля.

    Еще в начале века подкова, прибитая у входа в дом, была не просто данью уважения к старинным обычаям и тем более не элементом моды, а вполне обиходной вещью: в её обязанности входило не только охранять от всяких напастей, но и приваживать желанных гостей.

    Царь Николай II считал себя человеком исключительно счастливым, потому что часто находил подковы. В связи с этим ему пришлось стать коллекционером подков, и во дворце была устроена специальная комната, куда он помещал все найденные подковы, снабжая их примечанием: где, когда и при каких обстоятельствах найдена. «Счастливый» император так никогда и не узнал, что все подковы подбрасывала ему свита, стремившаяся обеспечить хорошее расположение духа своему государю.

    Подковывание лошадей повсеместно распространилось только в XIII веке. Но, перестав быть редкой и дорогой, подкова полностью сохранила авторитет своего магического происхождения.  Стало больше подкованных коней, и что естественно больше потерянных подков и больше людей могли найти их и стать счастливее.

    Но у подковы, как у магнита, два полюса. И если один — это кузнец, то другой — конь, верный помощник в борьбе с врагом и с любыми самыми темными силами. Быстрый конь и удача, спасение, добрая весть в народном сознании всегда были рядом. До сих пор вершину кровли называют «коньком», оттого что наши предки и в самом деле венчали свои жилища деревянными фигурами коней, чтобы отогнать подальше от дома злых духов.

    Все, за что почитали и кузнеца, и коня, воплотилось в подкове. Ее магическую силу укрепило и сходство с ободком луны, таинственной хозяйки ночного неба, испещренного звездными знаками судеб. Луна в древности была особо чтимым божеством. В греческой мифологии Селена изображалась на колеснице или верхом на небесном коне. Лунный календарь, предшественник солнечного, сохранился в некоторых странах до настоящего времени.

    Конечно, теперь уже трудно отнести подкову к разряду фетишей (от португальского слова фейтишо — зачарованная вещь), то есть предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Для большинства из нас — это просто устойчивый поэтический образ, традиционный символ счастья. Но все равно, каждый раз, когда мы находим подкову, надеемся, что удача где-то рядом и обязательно улыбнется нам. 

    Категория: На общие темы | Добавил: Серега (27.03.2013)
    Просмотров: 1157 | Теги: удача, развитие, история, традиции, Музеи, Лошади, подкова, подкова на счастье | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright wuqa.ru © 2017